Представляю вам мой перевод одной из статей польского научно-популярного журнала "Focus" Оригинал находится здесь: http://www.focus.pl/cywilizacja/zobacz/publikacje/skazani-na-skansen/nc/1/
Скансен - музей под открытым небом. http://b23.ru/kzny Название стало нарицательным. Итак...
Коренным народам, в качестве компенсации за прежде причиненный им вред, возвращаются исторические земли, независимость и право жить по-своему. К сожалению, эта политкорректность часто приводит к искажениям и драматическим событиям.
Цель была благородной. Коренные жители земель, захваченных белыми поселенцами, должны были получить их обратно и возвратиться к прежнему образу жизни. Они получили много привилегий, начиная с освобождения от уплаты налогов и заканчивая тем, что на них не распространялось действие положений, касающихся охраны окружающей среды, торговли, охоты. Когда в 60-х годах ХХ века Верховный суд США подтвердил законность так называемых. "Индейских договоров" , а десять лет спустя в Австралии вступил в силу закон о земле аборигенов, то это воспринималось как акты исторической справедливости. Сегодня от былого оптимизма не осталось и следа. Надежды идеалистов на то, что кто-то по собственному желанию закроет сам себя в "музее под открытым небом" - резервации и начнет жить так, как жили прадеды, оказались кошмарной утопией.
ТАНЦУЮЩИЕ С ЖЕТОНАМИ
Двум миллионам индейцев, живущих сегодня в резервациях, принадлежит более 225 тысяч км2 земли . За право владения ей они не платят ни цента налогов. Могут на ней управлять по-своему, принимать решения независимо от центральных властей , создать свою собственную власть, открывать свой бизнес и развивать традиции. Но ни одно из 550 официально признанных американских племен не поставило в прериях вигвамов и не пересело из автомобилей на лошадей. А 200 из них вообще занялось... азартными играми.
Трудно сказать, сами ли вожди пришли к эой идее, или им ее подсказали (подсунули) специалисты в этой отрасли бизнеса, которых ограничивали законы федерального права. В резервациях эти законы не действовали, все самостоятельно решали те же индейские вожди, поэтому перед инвесторами открывались неограниченные возможности.
Пионерами индейского игорного бизнеса считается племя семинолов, живущих во Флориде. В 1976г. они открыли салон игры в бинго для богатых пенсионеров (приезжих, конечно же) и туристов. Власти штата признали эту деятельность противоречащей нормам, регулирующим игорный бизнес, но суд вынес вердикт, что на своих землях индейцы могут заниматься любым видом бизнеса. Лед тронулся. Наибольшими счастливчиками оказались племена, которым возвратили земли, расположенные поблизости больших городов. Их казино имели гарантии того, что клиенты никогда не закончатся.
Идея с самого начала вызывала сомнения, но такие племена, как онейда в Коннектикуте или чокто из Миссисипи проследили, чтобы часть доходов от казино вложили в музей, общественный центр и школу, где обучали детей языку своих предков. Аналогичным образом, однако, поступило не более 20 племен. В остальных прибыль перехватывает племенная элита, а простые воины (члены племени) и их скво (жены) живут на пособия и средства, вырученные от спекуляций. Используя налоговые льготы, индейцы научились торговать дешёвым бензином и сигаретами.
Еще большим ловкачем оказался Ричард Хейворд, правнук двух последних жительниц крошечной резервации между Бостоном и Нью-Йорком. После смерти женщин резервация была закрыта, но Хейворд доказал, что является их единственным наследником и добился возвращения себе утраченных земель. Чтобы придать достоверность своим заявлениям, он "возродил" племя Машантукет Пеквот (Mashantucket Pequot) чиленностью 300 членов. Это была случайная мешанина метисов и мулатов,не имевшая ни малейшего представления об истории этого народа, не знающая даже ни одного слова на его языке. Желание компенсировать обиды нацменьшинствам, причиненные прежде, однако, был настолько сильным, что Mashantucket Pequot включили в список индейских племен, что позволило Хейворду построить казино. Он открыл один из крупнейших объектов подобного типа в мире. Его казино "Фоксвуд" приносит свои 2-3 миллиона долларов прибыли ... в день.
Финансовый успех горстки ловкачей, однако, абсолютно не влияет на общую ситуацию с индейцами, которые остаются наиболее обделенной и обездоленной социальной группой в США. Земля и правовые привилегии должны были внести свой вклад и оказать индейцам помощь в возрождении своей культуры. В итоге получилось с точностью до наоборот, потому что нет ничего более далекого от индейских традиций, чем подсчет фишек и приведение в движение рулетки на игорном столе.
МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА
В соседней Канаде не экспериментировали с азартными играми. В качестве компенсации за годы дискриминации коренному населению обеспечиваются льготы и официальные_выплаты от правительства за то, что они живут в тяжёлых климатических условиях , а также разрешается сохранение и поддержка племенных обычаев. Эскимосы, называемые также инуитами ( самоназвание) сохранили, например, монополию на охоту на белых медведей. "Это часть нашей культуры, нашего образа жизни. Если бы нам не хватало медвежьего мяса , мы тосковали бы за ним так же, как тосковали бы вы за говяжьим стейком ", - пояснил Лути Тумаси, глава Ассоциации охотников и трапперов ( они охотятся только на пушных зверей) на Баффиновой Земле, во время недавней пресс-конференции. Она была созвана после объявления результатов исследований, которые показали, что уменьшается популяции белого медведя - это по меньшей мере 120 животных , регулярно мигрирующих между Северной Канадой и Гренландией, вдруг исчезли. "До тех пор, пока инуиты охотились только для добычи пищи, проблемы не существовало", - объясняет Пол Уотсон из ежедневника "Звезда". "Охота на зверя требует времени, да и не всегда она бывает удачной"."
Сегодня ситуация совершенно иная.Охотники пересели из собачьих упряжек на мотосани, вместо ружей у них теперь карабины с оптическими прицелами. Медведь, который попадется им на глаза, не имеет ни одного шанса на выживание. . Но это еще не все. Жаждущие острых ощущений богачи из США и Канады платят ескимосским проводникам 25 тысяч. долларов за выслеженного и загнанного под выстрел медведя. Теоретически, все происходит в соответствии с законодательством, потому что даже инаутам не разрешается убивать столько медведей, сколько им захочется, они должны вписываться в установленный лимит. Но когда эскимосы учуяли возможность заработать быстрые деньги, они просто начали уступать богатеньким гостям часть своего лимита на добычу за вышеупомянутое денежное вознаграждение.
Пол Уотсон считает, что каждое третье животное погибает не потому, что туземцы нуждаются в пище, а потому, что какой-то белый мачо захотел заполучить очередной охотничьий трофей. Соблазн воистину огромен. Достаточно обслужить десяток приезжих любителей охотничьих трофеев для того, чтобы населенное менее чем двумя десятками семей типичное поселение инаутов стало богаче на четверть миллиона долларов! А может, и на больше, если убить несколько животных сверх лимита.
Ситуация стала настолько серьезной, что в прошлом году США ввели запрет на ввоз в страну изделий из кожи и кости белого медведя, канадское правительство, в свою очередь, попыталось снизить лимит отстрела этих животных. Однако, это вызвало протесты со стороны эскимосов, в сочетании с обвинениями в дискриминации и уничтожением их многовековых традиций. Лути Tумаси откровенно заявил, что его соплеменники никогда не откажутся от охоты, и если власть введет на нее запрет, все равно будут продолжать заниматься этим, только втайне ( нелегально).
Нет никаких поводов сомневаться в этих заявлениях, потому что никакие контролирующие органы и службы не уберегут бесконечные ледяные просторы от тех, которые знают их лучше всех остальных людей. Инауты уже никогда не будут теми эскимосами с рассказов первых полярников, не окажутся от современного оружия, снаряжения и приборов, не переселятся назад в иглу ( традиционное жилье эскимосов - http://b23.ru/kr3v ). Данные им привилегии не удержали их жизнь от цивилизационных влияний и изменений. И, к тому же, могут привести к невосполнимым потерям для фауны и необратимым последствиям для всей природы Арктики.
ДРАМА В СТРАНЕ КЕНГУРУ
Возвращение земли ее законным владельцам и обречение их на самостоятельное развитие привело к еще более тяжелым последствиям на противоположной стороне земного шара... Кому, как не аборигенам, полагалась компенсация за ущерб - ведь только в начале ХХ века власти Австралии вычеркнули их со списка местной... фауны , где они до этого фигурировали наряду с кенгуру и медведями коала.
В соответствии с установленными в 1977 году законом они получили почти половину площади Северной территории (1,25 млн. км2). Хотя они и остались в пределах Австралии, к ним стали относиться, как к гражданам независимой бедной страны - им оказывалась финансовая и гуманитарная помощь, но не было интеграции во внутренние дела страны. После 20 лет было проверено, как это "очень хорошее решение" работает на практике. Доклад экспертов, сделанный в 1996 году, вверг многих в состояние шока.
"Только тем, кто живет на Западе, может показаться, что перед прибытием белых поселенцев жизнь аборигенов была идиллией, к которой они теперь хотят возвратиться" - пишет репортерка Хлоя Хупер, авторка нашумевшей книги о австралийских аборигенах «Высокий Человек. Кончина Кэмерона Думаджи.» "Их желания такие же, как и у остальной части общества.Они хотят лучшей жизни и права на сохранение своей культуры." Им дали только последнее, но в эпоху телевидения и всемогущества денег возвращение к временам, когда жизнь аборигенов регулировала племенная мораль и религия, стало невозможным. Когда-то они не нуждались в сводах законов, правилах о равноправии полов (гендерной свободе), запретах на секс с несовершеннолетними и т.п. - для этого хватало контроля местного сообщества. Предоставленные самим себе, отказались от ограничений, налагаемых цивилизацией. Прежних ограничений, однако, они не возвратили. Результаты появились очень быстро и оказались пугающими.
Выяснилось, что женщины-аборигены в 50 раз чаще подвергаются насилию и изнасилованиям, чем среднестатистические австралийки. Обычным явлением стал секс с детьми и подростками. Шокированные власти ввели полный запрет на продажу алкоголя и распространение порнографии на Северной территории. Над его соблюдением должны были следить тысячи солдат и полицейских, все дети в возрасте до 16 лет охвачено периодическими медосмотрами для проверки, не подвергаются ли они сексуальным домагательствам.
Действия правительства казалось обоснованными и необходимыми, но радикальные левые немедленно подняли тревогу, предупреждая о возможности возврата дискриминации.
"Это попытка повторно установить контроль над жизнью аборигенов и наглое злоупотребление властью", - возмущался адвокат Михаел Мэнселл ( Michael Mansell ). " Отбирают у нас все права, относятся к нам, словно к детям, унижают и всячески контролируют " - кричали демонстранты на митинге в Алис-Спрингс. Подвергнутое массированой критике правительство объявило о том, что ограничительные положения будут действовать только в течение шести месяцев, а потом последует увеличение социальной помощи. Свое слово оно сдержало. В прошлом году прислало уже не полицейских, а социальных работников для проверки, изменилась ли ситуация в лучшую сторону. Результатом их наблюдений стало полное драматизма обращение к Красному Кресту и гуманитарным организациям с просьбой о срочной помощи, потому что взрослые пропивают государственные соцпособия, а лишенные родительского внимания и опеки дети голодуют, болеют и блуждают по свалкам в поисках пищи.
ИЛИ СТОЯ, ИЛИ ЛЁЖА
Кто умеет стричь купоны со счетов за обиды прошлого, тот, однако, может вполне неплохо устроиться. Например, как 15 тысяч жителей архипелага Палау, после Второй мировой войны очутившегося под контролем США, которые в 1947г. с подачи ООН начали управлять им в качестве "подопечной территории". Местные жители вскоре обнаружили, что они не обязаны ничего делать, а Вашингтон и так их обеспечит и прокормит. В скором времени создали полноценное общегосударственное правительство, с целой толпой министров и государственных чиновников, и, кроме того, еще 16 правительств штатов на почти безлюдных островках. "Никогда еще такое множество не руководило такой малостью" - про себя шутили они, но формально позиционировали себя как народ, притесняемый колонизаторами. В ООН они нашли кучу защитников, готовых обвинять США в империализме. В конце-концов, американцам это надоело и они почти что заставили Палау принять решение о провозглашении независимости в 1994году, которую сразу же после объявления и признали.
Местные жители, однако, прекрасно знали, что могут потерять, так что, угрожая "опекунам" будущими претензиями и обвинениями за "причиненные" им обиды, добились заключения с США договора об ассоциации. Предусматривалось в нем сохранение получения американских дотаций в обмен на предоставление части территории Палау для военных целей. Благодаря этому, насчитывающее сегодня уже свыше 20000 граждан, маленькое островное государство по-прежнему может себе позволить иметь 17 министерств и армию чиновников. Американцы никаких военных баз там не имеют, но для сохранения своего спокойствия и нервов деньги дают.
Но подобным "умом и сообразительностью" не отличились жители других мини-государств в Тихом океане. До объявления независимости в 1968г. Науру гордилось одним из самых высоких темпов роста ВВП в регионе. Происходило это благодаря накопленным на протяжении столетий запасам гуано - птичьего помета, используемого в качестве органических удобрений. Администрирующие остров британцы и австралийцы следили, чтобы эти ресурсы не были исчерпаны слишком быстро.Но после падения "колониального ига" местное правительство уже не было обязано соблюдать правила, установленные другими . Безрассудно и без тени сомнения продавало концессии на разработку залежей и уже через несколько лет единственное богатство острова исчезло. Потом очередь дошла до растраты средств из целевого фонда, в который колониальные власти для обеспечения будущих поколений островитян вкладывали часть средств, полученных от экспорта гуано. И на сегодняшний день Науру является одной из беднейших стран мира, с уровнем безработицы, доходящим до 90%.
Правительства других полинезийских республик аналогичным образом продают концессии на вырубку лесов. Почва на лишенных лесного покрова островах подвергается эрозии, земля становится неплодородной, тропические дожди завершают процес уничтожения. Однако, политкорректность не позволяет обвинять туземцев в действиях, идущих им же во вред. В результате, их правители мутят свои дела дальше. К примеру, премьер-министру Федеративных Штатов Микронезии недавно пришла в голову "светлая" мысль о превращении одного из островов в ... хранилище ядерных отходов.
ВОЗВРАТИТЬСЯ В РАЙ НЕВОЗМОЖНО
Не оправдались так же надежды, связанные с Папуа-Новой Гвинеей. Она должна была стать идиллическим анклавом для племен, пребывающих на грани исчезновения, но вместо этого стала одним из наиболее опасных мест на Земле. 700 племен воевало там между собой испокон веков, и трудно ожидать, что они неожиданно смиренно позволят властвовать над всеми ими одному или нескольким избранным. А ведь перед этим принималось решение о создании центрального папуасского правительства. Со времени провозглашения независимости в 1975г. количество межплеменных воен возросло в 2 раза, уровень жизни катастрофически упал, сегодня 40% населения живет менее чем за доллар в день. Но вожди некоторых племен, которые подписали выгодные для них контракты о вырубке леса на своей территории, купаются в роскоши. Окруженные армией телохранителей, разъезжают на лимузинах по столице страны - Порт-Морсби и развлекаются в заведениях экстра-класса. В подчиненные им деревни не отважится войти ни один полицейский. В насчитывающей четверть миллиона жителей столице ежегодно регистрируется около 150 убийств. Процент раскрываемости преступлений минимальный, потому что постоянной частью племенных традиций оказался только ванток - правило, сочетающее в себе мафиозную омерту (закон кругового молчания) и полное попустительство всему незаконному в отношении к другим людям, не относящимся к своему племени, если дело касается какой-либо прибыли.( Более подробно о вантоке можно почитать в этом посте - http://dane-mo.livejournal.com/187185.html . ) Враждующие племена и кланы требуют деньги за разрешение на строительство школ, дорог, электростанций, плотин. И потому, что согласия достичь практически невозможно, ничего не делается. За 30 лет не было отремонтировано ни одной больницы, не проводилось модернизации ни на одной фабрике.
Так же рискованными оказались эксперименты с передачей "суверенной" власти коренным жителям Амазонии. Вождь одного из племен в бразильском штате Пара (да-да, не удивляйтесь, название именно такое - приметка переводчика, вашего endrju10 ;) ) уже имеет два самолёта, впечатляющую резиденцию и несколько счетов в банках в обмен за согласие на вырубку лесов в резервации его племени. Конечно же, такие истории не особо разглашаются, потому что они отходят от распространенных стереотипов о учтивых индейцах и жадных белокожих.
В 90-х гг. прошлого столетия много писалось о судьбе исчезающего племени гуарани-кайова, живущего в приграничном с Парагваем штате Бразилии - Мату-Гросу-ду-Сул.(Приметка переводчика: детальнее можно прочитать об этом здесь - http://www.bibliotekar.ru/encSuicid/10.htm (Кстати, это отрывок из статьи отсюда - http://krotov.info/lib_sec/18_s/sam/oubiystvo.html ) Вот только причины этих самоубийств что-то не особо совпадают с причинами, которые приводит автор этой статьи, мой перевод которой вы сейчас читаете... ) Главными причинами его дегенерации (хотя лично я употребил бы другое слово: деградации - прим. переводчика) обоснованно считают алкоголизм и междоусобицы, немалую роль в раздувании которых играли действия конкурирующих между собой миссионеров разных конфессий. В результате власти запретили строительство костелов на территории резервации и призвали шаманов и колдунов для того, чтобы они восстановили старые добрые обычаи и нравы. Однако случилось то, чего никто не мог предугадать - среди подростков прошла волна самоубийств. Племени, которое насчитывало всего неполных 6 тысяч человек, теперь угрожало действительно очень быстрое исчезновение. Социолог Луис де Паула, который отправился к гуарани-кайова со спасательной миссией, выяснил, что для молодых индейцев возвращение в "рай прошлого" было окончательным перечеркиванием их надежд на лучшую жизнь. Они предпочли смерть возвращению "назад во времени" и прозябанию в резервации.
Одно из повторяющихся до тошноты правил оказания эффективной помощи гласит, что нуждающимся нужно давать не рыбу, а удочку. Возвращая аборигенам землю, свободу и право самостоятельно решать свою судьбу, это требование исполняется. Но результаты далеки от ожиданий. Потому что дискриминированных и преследуемых на протяжении десятилетий людей еще нужно научить "ловить рыбу". И совсем не обязательно в такой "мутной воде", как американский игорный бизнес или мировая торговля древесиной.
Скансен - музей под открытым небом. http://b23.ru/kzny Название стало нарицательным. Итак...
Коренным народам, в качестве компенсации за прежде причиненный им вред, возвращаются исторические земли, независимость и право жить по-своему. К сожалению, эта политкорректность часто приводит к искажениям и драматическим событиям.
Цель была благородной. Коренные жители земель, захваченных белыми поселенцами, должны были получить их обратно и возвратиться к прежнему образу жизни. Они получили много привилегий, начиная с освобождения от уплаты налогов и заканчивая тем, что на них не распространялось действие положений, касающихся охраны окружающей среды, торговли, охоты. Когда в 60-х годах ХХ века Верховный суд США подтвердил законность так называемых. "Индейских договоров" , а десять лет спустя в Австралии вступил в силу закон о земле аборигенов, то это воспринималось как акты исторической справедливости. Сегодня от былого оптимизма не осталось и следа. Надежды идеалистов на то, что кто-то по собственному желанию закроет сам себя в "музее под открытым небом" - резервации и начнет жить так, как жили прадеды, оказались кошмарной утопией.
ТАНЦУЮЩИЕ С ЖЕТОНАМИ
Двум миллионам индейцев, живущих сегодня в резервациях, принадлежит более 225 тысяч км2 земли . За право владения ей они не платят ни цента налогов. Могут на ней управлять по-своему, принимать решения независимо от центральных властей , создать свою собственную власть, открывать свой бизнес и развивать традиции. Но ни одно из 550 официально признанных американских племен не поставило в прериях вигвамов и не пересело из автомобилей на лошадей. А 200 из них вообще занялось... азартными играми.
Трудно сказать, сами ли вожди пришли к эой идее, или им ее подсказали (подсунули) специалисты в этой отрасли бизнеса, которых ограничивали законы федерального права. В резервациях эти законы не действовали, все самостоятельно решали те же индейские вожди, поэтому перед инвесторами открывались неограниченные возможности.
Пионерами индейского игорного бизнеса считается племя семинолов, живущих во Флориде. В 1976г. они открыли салон игры в бинго для богатых пенсионеров (приезжих, конечно же) и туристов. Власти штата признали эту деятельность противоречащей нормам, регулирующим игорный бизнес, но суд вынес вердикт, что на своих землях индейцы могут заниматься любым видом бизнеса. Лед тронулся. Наибольшими счастливчиками оказались племена, которым возвратили земли, расположенные поблизости больших городов. Их казино имели гарантии того, что клиенты никогда не закончатся.
Идея с самого начала вызывала сомнения, но такие племена, как онейда в Коннектикуте или чокто из Миссисипи проследили, чтобы часть доходов от казино вложили в музей, общественный центр и школу, где обучали детей языку своих предков. Аналогичным образом, однако, поступило не более 20 племен. В остальных прибыль перехватывает племенная элита, а простые воины (члены племени) и их скво (жены) живут на пособия и средства, вырученные от спекуляций. Используя налоговые льготы, индейцы научились торговать дешёвым бензином и сигаретами.
Еще большим ловкачем оказался Ричард Хейворд, правнук двух последних жительниц крошечной резервации между Бостоном и Нью-Йорком. После смерти женщин резервация была закрыта, но Хейворд доказал, что является их единственным наследником и добился возвращения себе утраченных земель. Чтобы придать достоверность своим заявлениям, он "возродил" племя Машантукет Пеквот (Mashantucket Pequot) чиленностью 300 членов. Это была случайная мешанина метисов и мулатов,не имевшая ни малейшего представления об истории этого народа, не знающая даже ни одного слова на его языке. Желание компенсировать обиды нацменьшинствам, причиненные прежде, однако, был настолько сильным, что Mashantucket Pequot включили в список индейских племен, что позволило Хейворду построить казино. Он открыл один из крупнейших объектов подобного типа в мире. Его казино "Фоксвуд" приносит свои 2-3 миллиона долларов прибыли ... в день.
Финансовый успех горстки ловкачей, однако, абсолютно не влияет на общую ситуацию с индейцами, которые остаются наиболее обделенной и обездоленной социальной группой в США. Земля и правовые привилегии должны были внести свой вклад и оказать индейцам помощь в возрождении своей культуры. В итоге получилось с точностью до наоборот, потому что нет ничего более далекого от индейских традиций, чем подсчет фишек и приведение в движение рулетки на игорном столе.
МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА
В соседней Канаде не экспериментировали с азартными играми. В качестве компенсации за годы дискриминации коренному населению обеспечиваются льготы и официальные_выплаты от правительства за то, что они живут в тяжёлых климатических условиях , а также разрешается сохранение и поддержка племенных обычаев. Эскимосы, называемые также инуитами ( самоназвание) сохранили, например, монополию на охоту на белых медведей. "Это часть нашей культуры, нашего образа жизни. Если бы нам не хватало медвежьего мяса , мы тосковали бы за ним так же, как тосковали бы вы за говяжьим стейком ", - пояснил Лути Тумаси, глава Ассоциации охотников и трапперов ( они охотятся только на пушных зверей) на Баффиновой Земле, во время недавней пресс-конференции. Она была созвана после объявления результатов исследований, которые показали, что уменьшается популяции белого медведя - это по меньшей мере 120 животных , регулярно мигрирующих между Северной Канадой и Гренландией, вдруг исчезли. "До тех пор, пока инуиты охотились только для добычи пищи, проблемы не существовало", - объясняет Пол Уотсон из ежедневника "Звезда". "Охота на зверя требует времени, да и не всегда она бывает удачной"."
Сегодня ситуация совершенно иная.Охотники пересели из собачьих упряжек на мотосани, вместо ружей у них теперь карабины с оптическими прицелами. Медведь, который попадется им на глаза, не имеет ни одного шанса на выживание. . Но это еще не все. Жаждущие острых ощущений богачи из США и Канады платят ескимосским проводникам 25 тысяч. долларов за выслеженного и загнанного под выстрел медведя. Теоретически, все происходит в соответствии с законодательством, потому что даже инаутам не разрешается убивать столько медведей, сколько им захочется, они должны вписываться в установленный лимит. Но когда эскимосы учуяли возможность заработать быстрые деньги, они просто начали уступать богатеньким гостям часть своего лимита на добычу за вышеупомянутое денежное вознаграждение.
Пол Уотсон считает, что каждое третье животное погибает не потому, что туземцы нуждаются в пище, а потому, что какой-то белый мачо захотел заполучить очередной охотничьий трофей. Соблазн воистину огромен. Достаточно обслужить десяток приезжих любителей охотничьих трофеев для того, чтобы населенное менее чем двумя десятками семей типичное поселение инаутов стало богаче на четверть миллиона долларов! А может, и на больше, если убить несколько животных сверх лимита.
Ситуация стала настолько серьезной, что в прошлом году США ввели запрет на ввоз в страну изделий из кожи и кости белого медведя, канадское правительство, в свою очередь, попыталось снизить лимит отстрела этих животных. Однако, это вызвало протесты со стороны эскимосов, в сочетании с обвинениями в дискриминации и уничтожением их многовековых традиций. Лути Tумаси откровенно заявил, что его соплеменники никогда не откажутся от охоты, и если власть введет на нее запрет, все равно будут продолжать заниматься этим, только втайне ( нелегально).
Нет никаких поводов сомневаться в этих заявлениях, потому что никакие контролирующие органы и службы не уберегут бесконечные ледяные просторы от тех, которые знают их лучше всех остальных людей. Инауты уже никогда не будут теми эскимосами с рассказов первых полярников, не окажутся от современного оружия, снаряжения и приборов, не переселятся назад в иглу ( традиционное жилье эскимосов - http://b23.ru/kr3v ). Данные им привилегии не удержали их жизнь от цивилизационных влияний и изменений. И, к тому же, могут привести к невосполнимым потерям для фауны и необратимым последствиям для всей природы Арктики.
ДРАМА В СТРАНЕ КЕНГУРУ
Возвращение земли ее законным владельцам и обречение их на самостоятельное развитие привело к еще более тяжелым последствиям на противоположной стороне земного шара... Кому, как не аборигенам, полагалась компенсация за ущерб - ведь только в начале ХХ века власти Австралии вычеркнули их со списка местной... фауны , где они до этого фигурировали наряду с кенгуру и медведями коала.
В соответствии с установленными в 1977 году законом они получили почти половину площади Северной территории (1,25 млн. км2). Хотя они и остались в пределах Австралии, к ним стали относиться, как к гражданам независимой бедной страны - им оказывалась финансовая и гуманитарная помощь, но не было интеграции во внутренние дела страны. После 20 лет было проверено, как это "очень хорошее решение" работает на практике. Доклад экспертов, сделанный в 1996 году, вверг многих в состояние шока.
"Только тем, кто живет на Западе, может показаться, что перед прибытием белых поселенцев жизнь аборигенов была идиллией, к которой они теперь хотят возвратиться" - пишет репортерка Хлоя Хупер, авторка нашумевшей книги о австралийских аборигенах «Высокий Человек. Кончина Кэмерона Думаджи.» "Их желания такие же, как и у остальной части общества.Они хотят лучшей жизни и права на сохранение своей культуры." Им дали только последнее, но в эпоху телевидения и всемогущества денег возвращение к временам, когда жизнь аборигенов регулировала племенная мораль и религия, стало невозможным. Когда-то они не нуждались в сводах законов, правилах о равноправии полов (гендерной свободе), запретах на секс с несовершеннолетними и т.п. - для этого хватало контроля местного сообщества. Предоставленные самим себе, отказались от ограничений, налагаемых цивилизацией. Прежних ограничений, однако, они не возвратили. Результаты появились очень быстро и оказались пугающими.
Выяснилось, что женщины-аборигены в 50 раз чаще подвергаются насилию и изнасилованиям, чем среднестатистические австралийки. Обычным явлением стал секс с детьми и подростками. Шокированные власти ввели полный запрет на продажу алкоголя и распространение порнографии на Северной территории. Над его соблюдением должны были следить тысячи солдат и полицейских, все дети в возрасте до 16 лет охвачено периодическими медосмотрами для проверки, не подвергаются ли они сексуальным домагательствам.
Действия правительства казалось обоснованными и необходимыми, но радикальные левые немедленно подняли тревогу, предупреждая о возможности возврата дискриминации.
"Это попытка повторно установить контроль над жизнью аборигенов и наглое злоупотребление властью", - возмущался адвокат Михаел Мэнселл ( Michael Mansell ). " Отбирают у нас все права, относятся к нам, словно к детям, унижают и всячески контролируют " - кричали демонстранты на митинге в Алис-Спрингс. Подвергнутое массированой критике правительство объявило о том, что ограничительные положения будут действовать только в течение шести месяцев, а потом последует увеличение социальной помощи. Свое слово оно сдержало. В прошлом году прислало уже не полицейских, а социальных работников для проверки, изменилась ли ситуация в лучшую сторону. Результатом их наблюдений стало полное драматизма обращение к Красному Кресту и гуманитарным организациям с просьбой о срочной помощи, потому что взрослые пропивают государственные соцпособия, а лишенные родительского внимания и опеки дети голодуют, болеют и блуждают по свалкам в поисках пищи.
ИЛИ СТОЯ, ИЛИ ЛЁЖА
Кто умеет стричь купоны со счетов за обиды прошлого, тот, однако, может вполне неплохо устроиться. Например, как 15 тысяч жителей архипелага Палау, после Второй мировой войны очутившегося под контролем США, которые в 1947г. с подачи ООН начали управлять им в качестве "подопечной территории". Местные жители вскоре обнаружили, что они не обязаны ничего делать, а Вашингтон и так их обеспечит и прокормит. В скором времени создали полноценное общегосударственное правительство, с целой толпой министров и государственных чиновников, и, кроме того, еще 16 правительств штатов на почти безлюдных островках. "Никогда еще такое множество не руководило такой малостью" - про себя шутили они, но формально позиционировали себя как народ, притесняемый колонизаторами. В ООН они нашли кучу защитников, готовых обвинять США в империализме. В конце-концов, американцам это надоело и они почти что заставили Палау принять решение о провозглашении независимости в 1994году, которую сразу же после объявления и признали.
Местные жители, однако, прекрасно знали, что могут потерять, так что, угрожая "опекунам" будущими претензиями и обвинениями за "причиненные" им обиды, добились заключения с США договора об ассоциации. Предусматривалось в нем сохранение получения американских дотаций в обмен на предоставление части территории Палау для военных целей. Благодаря этому, насчитывающее сегодня уже свыше 20000 граждан, маленькое островное государство по-прежнему может себе позволить иметь 17 министерств и армию чиновников. Американцы никаких военных баз там не имеют, но для сохранения своего спокойствия и нервов деньги дают.
Но подобным "умом и сообразительностью" не отличились жители других мини-государств в Тихом океане. До объявления независимости в 1968г. Науру гордилось одним из самых высоких темпов роста ВВП в регионе. Происходило это благодаря накопленным на протяжении столетий запасам гуано - птичьего помета, используемого в качестве органических удобрений. Администрирующие остров британцы и австралийцы следили, чтобы эти ресурсы не были исчерпаны слишком быстро.Но после падения "колониального ига" местное правительство уже не было обязано соблюдать правила, установленные другими . Безрассудно и без тени сомнения продавало концессии на разработку залежей и уже через несколько лет единственное богатство острова исчезло. Потом очередь дошла до растраты средств из целевого фонда, в который колониальные власти для обеспечения будущих поколений островитян вкладывали часть средств, полученных от экспорта гуано. И на сегодняшний день Науру является одной из беднейших стран мира, с уровнем безработицы, доходящим до 90%.
Правительства других полинезийских республик аналогичным образом продают концессии на вырубку лесов. Почва на лишенных лесного покрова островах подвергается эрозии, земля становится неплодородной, тропические дожди завершают процес уничтожения. Однако, политкорректность не позволяет обвинять туземцев в действиях, идущих им же во вред. В результате, их правители мутят свои дела дальше. К примеру, премьер-министру Федеративных Штатов Микронезии недавно пришла в голову "светлая" мысль о превращении одного из островов в ... хранилище ядерных отходов.
ВОЗВРАТИТЬСЯ В РАЙ НЕВОЗМОЖНО
Не оправдались так же надежды, связанные с Папуа-Новой Гвинеей. Она должна была стать идиллическим анклавом для племен, пребывающих на грани исчезновения, но вместо этого стала одним из наиболее опасных мест на Земле. 700 племен воевало там между собой испокон веков, и трудно ожидать, что они неожиданно смиренно позволят властвовать над всеми ими одному или нескольким избранным. А ведь перед этим принималось решение о создании центрального папуасского правительства. Со времени провозглашения независимости в 1975г. количество межплеменных воен возросло в 2 раза, уровень жизни катастрофически упал, сегодня 40% населения живет менее чем за доллар в день. Но вожди некоторых племен, которые подписали выгодные для них контракты о вырубке леса на своей территории, купаются в роскоши. Окруженные армией телохранителей, разъезжают на лимузинах по столице страны - Порт-Морсби и развлекаются в заведениях экстра-класса. В подчиненные им деревни не отважится войти ни один полицейский. В насчитывающей четверть миллиона жителей столице ежегодно регистрируется около 150 убийств. Процент раскрываемости преступлений минимальный, потому что постоянной частью племенных традиций оказался только ванток - правило, сочетающее в себе мафиозную омерту (закон кругового молчания) и полное попустительство всему незаконному в отношении к другим людям, не относящимся к своему племени, если дело касается какой-либо прибыли.( Более подробно о вантоке можно почитать в этом посте - http://dane-mo.livejournal.com/187185.html . ) Враждующие племена и кланы требуют деньги за разрешение на строительство школ, дорог, электростанций, плотин. И потому, что согласия достичь практически невозможно, ничего не делается. За 30 лет не было отремонтировано ни одной больницы, не проводилось модернизации ни на одной фабрике.
Так же рискованными оказались эксперименты с передачей "суверенной" власти коренным жителям Амазонии. Вождь одного из племен в бразильском штате Пара (да-да, не удивляйтесь, название именно такое - приметка переводчика, вашего endrju10 ;) ) уже имеет два самолёта, впечатляющую резиденцию и несколько счетов в банках в обмен за согласие на вырубку лесов в резервации его племени. Конечно же, такие истории не особо разглашаются, потому что они отходят от распространенных стереотипов о учтивых индейцах и жадных белокожих.
В 90-х гг. прошлого столетия много писалось о судьбе исчезающего племени гуарани-кайова, живущего в приграничном с Парагваем штате Бразилии - Мату-Гросу-ду-Сул.(Приметка переводчика: детальнее можно прочитать об этом здесь - http://www.bibliotekar.ru/encSuicid/10.htm (Кстати, это отрывок из статьи отсюда - http://krotov.info/lib_sec/18_s/sam/oubiystvo.html ) Вот только причины этих самоубийств что-то не особо совпадают с причинами, которые приводит автор этой статьи, мой перевод которой вы сейчас читаете... ) Главными причинами его дегенерации (хотя лично я употребил бы другое слово: деградации - прим. переводчика) обоснованно считают алкоголизм и междоусобицы, немалую роль в раздувании которых играли действия конкурирующих между собой миссионеров разных конфессий. В результате власти запретили строительство костелов на территории резервации и призвали шаманов и колдунов для того, чтобы они восстановили старые добрые обычаи и нравы. Однако случилось то, чего никто не мог предугадать - среди подростков прошла волна самоубийств. Племени, которое насчитывало всего неполных 6 тысяч человек, теперь угрожало действительно очень быстрое исчезновение. Социолог Луис де Паула, который отправился к гуарани-кайова со спасательной миссией, выяснил, что для молодых индейцев возвращение в "рай прошлого" было окончательным перечеркиванием их надежд на лучшую жизнь. Они предпочли смерть возвращению "назад во времени" и прозябанию в резервации.
Одно из повторяющихся до тошноты правил оказания эффективной помощи гласит, что нуждающимся нужно давать не рыбу, а удочку. Возвращая аборигенам землю, свободу и право самостоятельно решать свою судьбу, это требование исполняется. Но результаты далеки от ожиданий. Потому что дискриминированных и преследуемых на протяжении десятилетий людей еще нужно научить "ловить рыбу". И совсем не обязательно в такой "мутной воде", как американский игорный бизнес или мировая торговля древесиной.
Community Info