reklammer (reklammer) wrote in ua,
reklammer
reklammer
ua

НАЦИЯ или история через призму человеческих отношений

Оригинал взят у zan_ad в НАЦИЯ или история через призму человеческих отношений
22 мая в Донецком национальном академическом украинском музыкально-драматическом театре была представлена гастрольная постановка Ивано-Франковского академического областного музыкально-драматического театра им.И.Франко - "НАЦИЯ", по одноименной книге известной украинской писательницы Марии Матиос.
В Донецке спектакль ожидали с интересом и нетерпением как заядлые театралы, так и обыкновенный люд, к культуре хоть слегка приобщённый. Вторые, прежде всего, из интереса к одиозной нынче теме, теоретически могущей вытекать из названия, а так же к творчеству довольно известной не только книгами, но и своими неоднозначными высказываниями депутата Верховной Рады Украины Марии Матиос.
Первые же, театралы, - прежде всего потому, что за все годы независимости Украины Ивано-Франковский театр ещё ни разу не приезжал на гастроли в Донецк.

Кстати, с этого всё и началось. В одном из своих многочисленных интервью, М.Матиос обмолвилась, что мол, её "Нация" была показана во многих городах не только Украины, а и ближнего и даже заокеанского зарубежья, а вот в Донецке почему-то никак. Кстати, а мне вот интересно, а почему же? Почему до сих пор никак? Вот везде как, а у нас никак? Да и не только я заинтересовался, а что же танцору мешает, но и журналисты спросили её об этом. Тут у Марии Васильевны, наверное, политик возобладал над автором, потому что ответ был уклончив: "Люди... Давайте не будем о плохом…"
Что или кого она имела в виду под "плохим" - журналисты из вежливости уточнить не успели. А зря. Вот честно, не понимаю некоторых вещей. Например, зачем мешать театр и политику? Книги - ладно, книги часто политиками под себя и пишутся (и М.Матиос не одинока, у нас ведь есть и более известные политические писатели, правда?). Но - театр?!! Зачем вы и сюда ручонки свои тянете? Ты автор пьесы или депутат? Ну так определись, и приходи соответственно. А то, как говорил граф Калиостро в одном из любимейших мною фильмов: "На двух конях сразу?! Седалища не хватит!"
Но, процитируем уже известного нам политика: "Люди... Давайте не будем о плохом...", а так же известного оттуда же автора: "Здесь нет политики...", и вернёмся к нашем вечеру. А вернее, к его предыстории. Итак, посетовав, что её "не пускают" в Донецк, Мария Васильевна где-то в кулуарах Верховной Рады встречается с ещё одним довольно известным нам депутатом, на этот раз уже донецким - Николаем Левченко. Здесь Николай был на высоте, здравый смысл явно присутствует. А потому, что он тоже с удивлением, причём наверняка с интонацией зав.отделением Быкова, поинтересовался: "Чой-то?!". Мол, а что же вам мешает вот взять, собраться и приехать? Самим сложно? Так мы вам поможем!
Кто помогал, чем и как - не важно. Важно, что постановка к нам приехала. А ещё приятней, что приехал к нам Ивано-Франковский театр, который быть может именно благодаря "политикам" наконец-то получил возможность съездить через всю страну в Донецк на гастроли. Ведь не секрет, что гастроли по нашей стране мероприятие довольно рискованно-неблагодарное. Расходы большие, а доходы...
Нет, всякие "Безруковы" и компания наживаются на них запросто. Ещё бы - последний ряд четвёртого этажа балкона, да по 250 гривен... а в партере цена та же, но в долларах... Эти да, эти могут.
Но академические театры?
А тут - раз! И совместили "приятное с полезным".
И мы, любители театра, искренне рады были видеть наших Карпатских артистов! Ведь так приятно узнать что-то новое, приобщиться к ещё неведомому.

Уже в фойе театра было заметно, что нам предстоит смотреть что-то "щиро украинское": повсюду встречались люди в вышиванках, слышалась украинская речь.
Приятно удивил подход гостей ко зрителю: на подлокотниках каждого кресла были разложены театральные программки и даже небольшие сувениры - украинские куклы-мотанки.

1-2. Кукла-мотанка. Сувенир для зрителей в подарок от труппы Ивано-Франковскго театра.
P23-05-13_11.40[1]P23-05-13_11.41[1]

Насчёт кукол - не знаю, наверное всё-таки далеко не всем они достались, по крайней мере, у нескольких знакомых спрашивал - они не видели. То ли из раскладывали выборочно, то ли кто-то их очень тщательно и выборочно собирал... Я свою куколку нашёл у себя под креслом, наверное - упала, закатилась.

А вот программка - это отдельный разговор. Всегда, когда я покупал билет как в цирк, так и в театр, я с детства искренне недоумевал: а почему программки продают отдельно?! Разве это не само-собой разумеющееся, что они должны входить в стоимость билета? Кто подскажет?
Мне кажется, что так и есть. Но... в период давнего дефицита, на них решили экономить. А сейчас... а просто привыкли, что это дополнительный доход.
В данном случае, сам факт наличия программки для каждого зрителя - уже положительно характеризует приезжий театр. Хоть я подозреваю, что дома у них они тоже продаются отдельно? А, ивано-франковцы, что скажете?

3. Первая страница буклета-программки
natio01_1
4. Разворот буклета-программки
natio02_1
5. Последняя страничка буклета-программки
natio03_1

Так же слегка порадовала администрация и родной, донецкой муздрамы: в отличие от "местных" гастролей, для дальних гостей электричества не пожалели и кондиционирование в зале работало замечательно. А может, дело не в гастролёрах, а в гостях? Ещё бы - ведь на пятом ряду сидела мадам Первая, та, которая жена самогО!
Тут тоже ещё тот анекдот. Выходит на сцену распорядитель и вместо представления родственного театра, первым делом объявляет залу, что в нём "присутствует жена президента"... Ну, присутствует, и что? Ну, ёлки-палки, вы же ТЕАТРальные работники! К вам в зрительный зал приходят (и, кстати, в этот раз и были!) академики, профессора, поэты, писатели... истинная элита общества! А вы о маргиналах печётесь...
Ну, объявил, так объявил. К слову сказать, "Первая" особо не кичилась, скромно встала, улыбнулась залу, поклонилась, села и так же, как и весь зал, с нетерпением продолжила ожидание начала. Да, даже при "Первой", начало затянулось минут на 15-20, что, впрочем, для нашей муздрамы и не внове. Ну, творческие люди, гуманитарии, что с них возьмёшь... не умеют они по регламенту жить, наверное.
Наконец, на сцену пригласили наших бонз: аж целых двоих заместителей кого-то из Обл... Да, "Сами" - не пришли. Послали заместителей. Тут я могу предположить, что помешали им либо важные государственные дела, либо... финал кубка Украины по национально-олигархическому виду спорта. Ведь как раз в это время ожидалось, что местная наша команда станет в очередной раз чемпионом... разве можно такое пропустить ради какого-то там театра, даже если и с патриотическим названием? В общем, занятые государственными делами Начальники поручили от имени своего приветствовать наших дорогих гостей, что и было сделано.
И, наконец-то на сцену вышли если и не артисты труппы, то уж их руководитель, директор Ивано-Франковского театра и режиссёр постановки "Нация" - заслуженный артист Украины Ростислав Держипильський. Вот его зал наконец-то слушал с истинным удовольствием. Да и он, похоже, говорил искренне и от души, а не по обязанности. Сказав несколько фраз залу, чуток затронув тему "Нации" и обменявшись символическими подарками с наследной директрисой нашей муздрамы, Ростислав Любомирович скромно отошёл в сторонку.
Напоследок, нам представили и автора одноимённых книги-пьесы-спектакля, Марию Матиос, которая, впрочем, тоже не стала утомлять зрителей и так не коротким ожиданием, а просто предложила сказать несколько слов после постановки, а сейчас... Начало!

Да... Такого мы ещё не видели. Это действительно, несколько иная культура, традиции. Как народные, так и театральные. Это действительно был некий "новый" для нас театр. Настолько непривычный, что каждый воспринял его по разному. От восхищения - до отвращения! Да, да, я слышал самые разные отзывы. Я специально в конце представления задержался у выхода, (а после и по телефону) и побеседовал с десятком знакомых и не очень людей. Плохой-ли, хорошей является книга и пьеса - я не знаю, не читал, но вот спектакль не оставил равнодушным никого.
Хотя... может и оставил. Причём настолько равнодушными, что они попросту вставали с мест и уходили прямо во время представления. Не знаю как в ярусах, а вот в амфитеатре, где я сидел, из маленькой (~25 мест) полу-ложи в первые же 30 минут полуторачасового спектакля ушло как минимум четверо.
Впрочем, при аншлаге в зале, десяток-другой непонимающих - это нормально, особенно если эти люди попали сюда случайно, привлечённые звучным названием или ожиданием "клубнички с перчиком" под политическим соусом.

Тут следует отметить, прежде всего, языково-разговорные особенности. Говор западно-украинцев слегка отличается от классического "шевченковского" украинского языка, к которому привыкли на востоке Украины. А этот же говор, да скороговоркой в быстром темпе, да с проглатыванием мягких звуков да под фоновую народную песню...
Одно из первых моих мнений, высказанное мною и поддержанное несколькими собеседниками позже: "Дикция поставлена отвратительно!". Но, это не обязательно вина режиссёра или актёров. Примем во внимание тот факт, что сцену Донецкой муздрамы они увидели лишь за сутки раньше и опробовать её, да ещё и при полном зале у них просто не было возможности. Даже и при пустом зале они были ограничены, ведь шёл монтаж декораций. Но всё же, всё же... мне кажется, этому следовало бы уделить большее внимание: они ведь не дома, а в театре. Да, пусть не на радио или телевидении, но дикцией всё же пренебрегать не следует.
Люди, незнакомые с текстами первоисточников, попросту не понимали как минимум треть того, о чём говорится на сцене. И это несмотря на то, что актёры говорили даже не сами, а под мощнейшие микрофоны! Их речь не разбирали как профессиональные театральные критики и журналисты в средних рядах партера, так и привыкшие к шуму и гаму преподаватели в амфитеатре. Так что, проблема здесь явно не в аппаратуре.
Кстати, об аппаратуре. Это тоже тот факт, что слегка насторожил и привёл в недоумение. На протяжении всего действа актёры общались исключительно с микрофонами. Своим голосом да в зал... нет, почти и не было. А ведь акустика в зале вполне приемлемая. Да и с кулис свисают дополнительные шнуры-микрофоны. Но режиссура спектакля подразумевала именно личную гарнитуру актёрам, да ещё и с эффектами реверберации, эха или пульсации. А чувствительность микрофонов была выставлена так, что слышался скрип кожи сапог по доскам сцены да шуршание одежды, но при этом настолько грамотно, что эти шумы не забивали основной голосовой канал.

Вообще, техническое оснащение, декорации и работа осветителей в данной постановке Ивано-Франковской муздрамы оказалась на высоте. Оригинальная вращающаяся центральная часть сцены, заборы-клети и белая простыня экрана... лаконично, красиво, продуманно. А незаметно, прямо на сцене изготавливающийся, как бы сам из себя вырастающий в течение действа гроб, в дальнейшем вдруг превращающийся в колыбель новой нации - просто прекрасная находка.

Некое психологическое отторжение у части зрителей вызвала оригинальная подсветка беременных кукол-мотанок, которые весь вечер в разных ипостасях присутствовали на сцене, хоть другим наоборот, это показалось символичным и прекрасным: ведь в них зарождался свет новой жизни!

Вообще, как я уже упоминал выше - одни и те же события и действия у зрителей вызывали самые разные, иногда диаметрально противоположные эмоции. И тут, безусловно, велика заслуга режиссёра-постановщика. Вообще, как я уже говорил, не все сцены были понятны зрителю: из-за дикции, из-за национальных условностей и особенностей... поэтому гораздо чаще аплодисменты слышались не игре актёров, а очередной удачной режиссёрской находке постановщиков.

А само действо... четыре отдельных новеллы, представленные во временнОй связке послевоенного периода безвластия (а точнее - многовластия) в регионе, в котором за несколько десятилетий десятки раз эти власти менялись. Как выразилась как-то автор этих новелл: в них была представлена история, просмотренная сквозь призму человеческих взаимоотношений.

Не будем сейчас обсуждать их содержание - лучше сходите и посмотрите постановку.


P.S. На самом деле, многое ещё хотелось бы сказать, многое упомянул лишь вскользь. Но... быть может допишу этот пост позднее, быть может дополню в комментариях, буде кому-то станет интересно обсудить его.
Захотелось ли мне прочесть одноимённую книгу? Нет. Пересмотреть по второму разу спектакль? Да. Побеседовать  и обсудить его? Да, и не раз. Понравилась ли мне постановка в целом и получил ли я истинное удовольствие? ...нет. Нет. Только отдельные моменты режиссуры.





Tags: Донбасс, Литература, Література, Мова
Subscribe
promo ua april 7, 2013 00:40
Buy for 5 000 tokens
Ласкаво просимо в спільноту "Кращі пости українського ЖЖ". Кожен з учасників може пропонувати свої чи чужі пости на розгляд редакції ЖЖ-Україна. Найцікавіші пости потраплять в блог ibigdan, на LiveJournal.ru і в LJTimes. Обов'язково читайте "Правила спільноти". правила спільноти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments