Мой интерес к немецким колонистам, которые в огромном количестве (сотни тысяч человек) жили на территории нынешней Украины до Первой Мировой и после нее, привел меня в минувшее воскресенье в небольшое село Ручаевка, что рядом с Запорожьем. Там находится дом-музей немцев-меннонитов, колонизировавших Приднепровье в конце 18 века.
Организовал этот музей потомок тех самых немецких колонистов Виктор Дик. Вот про историю своей семьи и своего народа он и рассказывает во время экскурсии по дому.
Село Ручаевка было основано как немецкая колония Шенгорст во второй половине 19 века. Здесь было несколько сотен человек населения (только немцы-меннониты), школа, молитвенный дом, магазин. Конец немецкому присутствию тут был положен во время Второй Мировой Войны. Германская армия, уходя под натиском советских войск, забрала гражданских своих соотечественников с собой в Германию. Комендант района поставил местных жителей перед фактом, что в такой-то день на такой-то станции их будет ждать железнодорожный состав. Люди уезжали, оставив дома и хозяйства, имея право взять с собой только минимальный набор вещей.
Те, кто остались, с приходом Советов в принудительном порядке уехали в Казахстан.
Сейчас в Ручаевке-Шенгорсте живет лишь один немец – Виктор Дик. Да и то, родился он уже не здесь, а в сибирском городе Ангарск.
Его отец на момент начала войны учился в летном училище, под оккупацию не попал и воевал в Красной Армии до 1943 года, пока его не сослали на спецпоселение в поселок Ангарский. При этом лишили звания и боевых наград, а также забрали документы, ограничив пространство передвижения лишь самим Ангарским и соседним поселком.
Реабилитировали вместе с остальными немцами лишь в 1955 году по настоянию Аденауэра и позволили вернуться в Украину, в Днепропетровск.
Сама же колония Шенгорст после войны была заселена поляками из Западной Украины (по две семьи на дом). Правда, они тут не задержались и в конце концов эмигрировали в Польшу.
Свой родовой дом Виктор Дик и его еще живой на тот момент отец смогли выкупить лишь после развала СССР. Каждая из половин здания обошлась им в 4 тысячи долларов. Правда, с деньгами помогли заграничные родственники, покинувшие эти места в 1943 году.
Сейчас те живут в Канаде, куда переехали из Уругвая. Согласно договоренностям то ли Потсдамской, то ли Ялтинской Конференции, послевоенная Германия не имела права забрать к себе бывших граждан СССР, даже если те были немецкой национальности. Так что Союзники депортировали таких эмигрантов обратно в Страну Советов. Некоторым удавалось избежать этой участи – их принимал к себе Уругвай, не вступивший на тот момент в ООН и плевавший на все подобные договоренности великих держав.
В Уругвае, кстати, до сих пор есть колонии немцев-меннонитов. Одна из них даже называется Новая Хортица.
1. Музей работает шесть дней в неделю (кроме понедельника) с 9.00 до 18.00. Мы приехали в воскресенье в 18.30, но нам без проблем провели экскурсию. Вход 12 грн. с человека, еще 5 грн. за разрешение снимать плюс 15 грн. со всех за экскурсию.
2. Другие немецкие дома на улице Ручаевки. Все село застроено подобными строениями.
3. Окно сарая.
4. Экспонаты внути дома-музея. Станок для очистки качанов кукурузы. Обратите внимание на журнал "Фокус" в правом верхнем углу кадра. Журналисты этого издания внесли данный музей в ТОП-100 мест Украины, которые следует посетить.
5. Швейная машинка Зингер. Рабочая, как и все остальные экспонаты музея.
6. Мелкие экспонаты. Виктор Дик то и дело находит новые экземпляры. Немцы, уезжая, закапывали имущество в надежде, что когда-нибудь смогут его забрать. Рассказывают, что один из стариков при визите в Ручаевку откопал мотоцикл, на котором ездил в молодости. Правда, перевезти его заграницу не удалось. Владелец музея очень сожалеет, что не может найти фарфоровый сервиз, припрятанный где-то бабушкой при бегстве.
7. Утюг, фотоаппарат, ручная граната.
8. Табличка машино-литейного завода Абрама Копа (станок для очистки кукурузы, кстати, именно там и сделан).
9. Поднялись на чердак.
10. Токарный станок, рабочий.
11. Сундук для девичьего приданого.
12. Виктор Дик (украинская фамилия - Пындык).
13. Флюгер.
14. Коптильня (обязательный атрибут каждого немецкого дома).
15. Элемент почтовой кареты, на котором написаны названия населенных пунктов, через которые она едет.
16. Плуг и форма для создания корових лепешек (попав в печь, они отлично горят).
17. Черепица местного производства.
18. Все немецкие дома до сих пор покрыты такой.
19. Отец Виктора Дика, Генрих. Герой Войны.
20. Дед. Обладатель трех георгиевских крестов. Немцам-меннонитам религия запрещала служить в армии, а потому их отправляли на альтернативную службу - во вспомогательные и медицинские войска. Но и там можно было стать героями. Виктор Дик рассказывает, что фашисты призвали в армию несколько молодых немцев из Ручаевки, а те отказались воевать. В итоге всех расстеряли.
21. Дед до Первой Мировой.
Другие посты из серии "В поисках меннонитов":
Немецкое кладбище на Хортице. Печальная история народа меннонитов
Insel Chortytza (рассказ в жанре альтернативная история, пересекающийся с сюжетом моего романа "Східний Вал, 1985")
Дом-музей немецких колонистов в селе Ручаевка
Community Info