reklammer (reklammer) wrote in ua,
reklammer
reklammer
ua

Category:

Пару ночных мыслей о школе.

Оригинал взят уreklammerв Пару ночных мыслей о школе.
Почитал тут сегодня в ЖЖ немножко о концепциях школы в новой (веке, тысячелетии, десятилетии - нужное подчеркнуть).

Пипец, как все, оказывается просто - проводим всем деткам интернет, вручаем компьютеры, пишем умные развивающие программы - и все. Благоденствие. Получаем умных, хороших и образованных. Учителей - на свалку истории, епта. Нихрена эти старые клуши не умеют, а молодые не хотят. Всех нафиг! Ура, товарищи, ура! Ну прям как "Светлое будущее есть ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ всей страны и каждому школьнику по ноутбуку".

Ну че вам сказать по этому поводу?



Мне когда-то понравилась лекция ректора университета физического воспитания и спорта.Основная его мысль - относилась к урокам физкультуры, но ее можно перенести на все образование. Что он говорил? Да говорил в общем о том что физкультура - это движение. Это активность. И физкультура - это не просто урок в школе, от которого все бегают и берут справки, а то, что призвано привлечь любовь - к активному способу жизни.

Знаете что он больше всего хаял? Это нормативы. Подтянуться - столько то раз, пробежать - столько-то за столько-то, а еще столько - за вот столько, отжаться и т.д. и т.п. И он долгие годы безуспешно продавливал чтобы это все убрать.

И знаете что было его самой большой проблемой? Те старперы, которые пишут учебные планы. Уважаемые академики и иже с ними. Управление образования. Как же так, предмет есть а оценок нет? Нипарядок! А зарплату за что учителю платить? А оценивать как?

Перехожу к теме оценивания. В Независимую Украину предмет физкультура, с ее нормативами достался в наследство от СССР - страны, где велась перманентная подготовка к отражению внешней агрессии. И вот, после того как ввели в 1931 году нормы ГТО вся физкультура в стране и была направлена на сдачу и подготовку к сдаче этого норматива. Но если в 30-е, 40-е, 50-е - действительно уровень технологий и техники оправдывал такой подход то с дальнейшим развитием техники и технологий этот подход просто элементарно устарел и превратился в анахронизм. Задачи перед армией, само ведение боевых действий сильно изменились. А нормативы физкультуры - остались. При чем, с точки зрения современной физиологии - некоторые вообще абсолютно дикие и вредные для организма нормативы (тот же бег на 100 метров, километровый кросс, метание мяча и ряд других).

С остальным образованием - еще веселее. Когда-то давным давно определенного количества времени проведенного в школе - хватало чтобы:
1. Усвоить необходимые навыки (простые - читать-писать)
2. Изучить более-менее соременное понимание мира в разрезе разных наук.

Кроме этого, сторонники компьютерного обучения забывают и еще одну немаловажную сторону нахождения в школе - это социализация человека. Научиться вести в обществе, общаться и взаимодействовать в коллективе - далеко не самые ненужные навыки.

Что решает современная школа? Базовые навыки читать-писать - дает. Функцию социализации - худо-бедно выполняет. Ведь что будет, если посадить каждого ученика за отдельный компьютер? Нацию раков-отшельников?

Проблемы самого образования лежат даже не на территории школы. И проблма тут и не в учителях. И даже не в материально-техническом обеспечении (это не относится к тому, что должны изучать школьники, немного другая проблема).

Проблема снова же таки в управлении образованием - всей этой надстройкой, которую хрен кто хрен сколько лет подвинет.
Попробую пояснить проще. Количество заработанных денег в науке и образовании - прямо зависит от 2-х факторов:
1. Ученой степени и ученого звания.
2. Места твоей науки/дисциплины/проблематики.

Получение ученой степени (кандидат/доктор наук) - выходит за рамки обсуждения реформы школьного образования, но если совсем кратко, то - все заинтересованы протащить свои дисциплины, объясняя их значимость и место в жизни. При этом признак дурного тона уменьшить. например, количество часов химии за счет часов физики. Легче что? Растянуть школьную программу. Вот оттуда, в частности и растут ноги того, что детям учиться уже не 10, а 12 лет.

Можно ли кардинально изменить школьную программу в наших реалиях? Нет! Почему? Вывод о пригодности или непригодности той или иной учебной программы в итоге делают все те же академики. Уменьшить изучение той или иной науки? Пчелы против меда?
Можно ли со стороны власти ограничить высшее научное сообщество? Тоже нет. Вы удивитесь узнав о том, сколько в политике кандидатов и докторов наук сидит. Это запасной выход - куда ж еще идтии работать после политики, как не в ВУЗ? Можно ли поднять праведный народный гнев против образования? Тоже нет. Читаем о НАН Украины. Она как бы немного не зависит от государства, самоуправляемая.

Ну вот как-то так... Поэтому, если программу физкультуры можно было в итоге как-то изменить (прошу заметить - изменить, а не убрать!), то по поводу остальных наук ситуация еще печальнее.

Вот и имеем в итоге, что знания о мире растут, система образования, построенная на "зубрежке" и заучивании материала - проигрышная в корне (количество информации растет быстрее чем успевают печататься учебники), а вместо изменения подхода к образованию - научить основам и научить находить нужную информацию - нам предлагают еще больше предметов, еще дольше учиться.

Я - за школу, как место где учатся жить и взаимодействовать. Да что там - даже элементарно общаться.
Я - за школу, как место где учат читать, писать и считать.
Я - за школу, где учат искать нужную информаци, учат как это делать и как ее потом применять.
Я - против школы, в которой нужно учиться, учиться и учиться. Знания - это не вещь-в-себе. Знания нужны для того, чтобы их применять. И зачем забивать себе голову множеством ненужной информации если есть Википедия и Гугл?
Subscribe
promo ua april 7, 2013 00:40
Buy for 5 000 tokens
Ласкаво просимо в спільноту "Кращі пости українського ЖЖ". Кожен з учасників може пропонувати свої чи чужі пости на розгляд редакції ЖЖ-Україна. Найцікавіші пости потраплять в блог ibigdan, на LiveJournal.ru і в LJTimes. Обов'язково читайте "Правила спільноти". правила спільноти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments