БЕРЛИНАЛЕ-БЛОГ: «МОРЕ В ОГНЕ»
БЕРЛИНАЛЕ-БЛОГ: «МОРЕ В ОГНЕ»

Извечное противоречие профессии кинокритика: писать о фестивале как положено или как душа желает.
Как положено – значит фильм за фильмом, в точном соответствии с программой ежедневных просмотров. Найти какие-то слова для тунисского дебютанта Мухаммеда Бена Аттиа, который, будучи протеже братьев Дарденн, предсказуемо снял фильм в их социально-реалистическом стиле о молодом тунисце, обдумывающем житьё; или для многообещающего франкоканадца Дени Коте, который многообещающим быть перестал, разродившись невразумительной помесью мелодрамы и комедии с соответственным названием «Борис без Беатрис»; или для американца Джефа Николса, два часа промучившего зрителей столь же патетической, сколь и беспомощной фантастикой про мальчика со светящимися глазами Midnight Special.
А вот синефильская душа желает рассказать о «Море в огне», новом фильме итальянского документалиста Джанфранко Рози, отмеченного ранее «Золотым львом» Венеции за «Священную римскую кольцевую».

В фильме, снятом на острове Лампедуза неподалеку от Сицилии, два плана повествования. Первый – это жизнь островитян с ее рутиной – от рыбацкого промысла на море (а другого дохода тут и нет) до заказа сентиментальных песенок по местному радио, от визитов к доктору с жалобами на выдуманные болячки до приготовления кофе и поедания спагетти, от стрельбы из рогаток по кактусам до бессмысленного катания взад-вперед на мопеде по пустой улочке. Все эти сцены сделаны с любовью к героям, вниманием к деталям их социального положения и подробностям их характеров, с мягким юмором, вызывающим воспоминания о лучших годах неореализма. Собственно, «Море в огне» - одна из песен по радио, довольно резвый фокстрот. Заказана для моряков, а создана в память о событиях Второй мировой, когда островитяне боялись выходить в море ночью, чтобы не попасть в неприятности с военными кораблями, рыскавшими в ближних водах.
Впрочем, похоже, эти воды прокляты. И это другая история – о сотнях, тысячах несчастных, стремящихся к небольшому и небогатому острову как к последней надежде. Из Сирии, Нигерии, Нигера, Афганистана и других стран, растерзанных насилием и нищетой. Здесь оптика Рози становится совершенно иной, подчас безжалостной. Он не отводит взгляда ни от агонизирующих обезвоженных доходяг, ни от тел тех, кто так и не пережил плавания, навсегда оставшись в трюме. Рози всматривается в лица прибывших, наблюдает, как они играют в футбол или молятся, вслушивается в то, что они говорят или поют (потому что про некоторые вещи просто сказать невозможно). От этих лиц, этих движений пробирает дрожь. Настолько приближенные к залу, они становятся столь же важны, как и герои европейского сюжета. Да, это именно гуманистическое послание – при соблюдении убедительнейшей художественной формы.
Две взаимно противоречивые истории соединены режиссером в потрясающее художественное целое. Средиземноморье вновь пылает, и нужен был талант уровня Рози, чтобы показать этот пожар, не уступая ни журналистской актуальности, ни мелодраматическому опрощению.
***
Из околофестивальных новостей:
- Звезда комедии братьев Коэн «Да здравстует Цезарь!» Джордж Клуни с женой, известной правозащитницей Амаль, встретились с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, чтобы выразить полную поддержку ее политике в отношении беженцев. Чета Клуни также посетила берлинский центр для беженцев.
- Впечатленная успехом американской версии «Годзиллы», японская студия «Тохо», собственно и создавшая атомного суперящера, а также прекратившая его экранную жизнь более 10 лет назад, решила восстановить франшизу и обещает, что новый монстр будет больше и страшнее всех ранее виденных.
- Питер Гринуэй приступил к съемкам биографического фильма об авангардном румыно-французском скульпторе Константине Бранкузи. «Переход в Париж» - история пешего перехода Бранкузи из Румынии в Западную Европу.
- 20 февраля в кинотеатре «Вавилон» пройдет показ отреставрированной копии немого фильма Дзиги Вертова «Одиннадцатый» с живым музыкальным сопровождением, что радует. Что не радует – так это запланированный перед сеансом прием, с учетом того, что происходило в Киеве 20 февраля позапрошлого года.
- Российский документалист украинского происхождения Виталий Манский (родился во Львове) завершает монтаж нового фильма «Родные», в котором он снял своих родственников в Украине. Судя по отзывам критиков, видевших черновую версию картины, она может стать одной из наиболее успешных в карьере нашего земляка, занимающего последовательно проукраинскую позицию.
Дмитрий Десятерик, «День», Берлин-Киев

Извечное противоречие профессии кинокритика: писать о фестивале как положено или как душа желает.
Как положено – значит фильм за фильмом, в точном соответствии с программой ежедневных просмотров. Найти какие-то слова для тунисского дебютанта Мухаммеда Бена Аттиа, который, будучи протеже братьев Дарденн, предсказуемо снял фильм в их социально-реалистическом стиле о молодом тунисце, обдумывающем житьё; или для многообещающего франкоканадца Дени Коте, который многообещающим быть перестал, разродившись невразумительной помесью мелодрамы и комедии с соответственным названием «Борис без Беатрис»; или для американца Джефа Николса, два часа промучившего зрителей столь же патетической, сколь и беспомощной фантастикой про мальчика со светящимися глазами Midnight Special.
А вот синефильская душа желает рассказать о «Море в огне», новом фильме итальянского документалиста Джанфранко Рози, отмеченного ранее «Золотым львом» Венеции за «Священную римскую кольцевую».

В фильме, снятом на острове Лампедуза неподалеку от Сицилии, два плана повествования. Первый – это жизнь островитян с ее рутиной – от рыбацкого промысла на море (а другого дохода тут и нет) до заказа сентиментальных песенок по местному радио, от визитов к доктору с жалобами на выдуманные болячки до приготовления кофе и поедания спагетти, от стрельбы из рогаток по кактусам до бессмысленного катания взад-вперед на мопеде по пустой улочке. Все эти сцены сделаны с любовью к героям, вниманием к деталям их социального положения и подробностям их характеров, с мягким юмором, вызывающим воспоминания о лучших годах неореализма. Собственно, «Море в огне» - одна из песен по радио, довольно резвый фокстрот. Заказана для моряков, а создана в память о событиях Второй мировой, когда островитяне боялись выходить в море ночью, чтобы не попасть в неприятности с военными кораблями, рыскавшими в ближних водах.
Впрочем, похоже, эти воды прокляты. И это другая история – о сотнях, тысячах несчастных, стремящихся к небольшому и небогатому острову как к последней надежде. Из Сирии, Нигерии, Нигера, Афганистана и других стран, растерзанных насилием и нищетой. Здесь оптика Рози становится совершенно иной, подчас безжалостной. Он не отводит взгляда ни от агонизирующих обезвоженных доходяг, ни от тел тех, кто так и не пережил плавания, навсегда оставшись в трюме. Рози всматривается в лица прибывших, наблюдает, как они играют в футбол или молятся, вслушивается в то, что они говорят или поют (потому что про некоторые вещи просто сказать невозможно). От этих лиц, этих движений пробирает дрожь. Настолько приближенные к залу, они становятся столь же важны, как и герои европейского сюжета. Да, это именно гуманистическое послание – при соблюдении убедительнейшей художественной формы.
Две взаимно противоречивые истории соединены режиссером в потрясающее художественное целое. Средиземноморье вновь пылает, и нужен был талант уровня Рози, чтобы показать этот пожар, не уступая ни журналистской актуальности, ни мелодраматическому опрощению.
***
Из околофестивальных новостей:
- Звезда комедии братьев Коэн «Да здравстует Цезарь!» Джордж Клуни с женой, известной правозащитницей Амаль, встретились с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, чтобы выразить полную поддержку ее политике в отношении беженцев. Чета Клуни также посетила берлинский центр для беженцев.
- Впечатленная успехом американской версии «Годзиллы», японская студия «Тохо», собственно и создавшая атомного суперящера, а также прекратившая его экранную жизнь более 10 лет назад, решила восстановить франшизу и обещает, что новый монстр будет больше и страшнее всех ранее виденных.
- Питер Гринуэй приступил к съемкам биографического фильма об авангардном румыно-французском скульпторе Константине Бранкузи. «Переход в Париж» - история пешего перехода Бранкузи из Румынии в Западную Европу.
- 20 февраля в кинотеатре «Вавилон» пройдет показ отреставрированной копии немого фильма Дзиги Вертова «Одиннадцатый» с живым музыкальным сопровождением, что радует. Что не радует – так это запланированный перед сеансом прием, с учетом того, что происходило в Киеве 20 февраля позапрошлого года.
- Российский документалист украинского происхождения Виталий Манский (родился во Львове) завершает монтаж нового фильма «Родные», в котором он снял своих родственников в Украине. Судя по отзывам критиков, видевших черновую версию картины, она может стать одной из наиболее успешных в карьере нашего земляка, занимающего последовательно проукраинскую позицию.
Дмитрий Десятерик, «День», Берлин-Киев
