m_a_d_m_a_x (m_a_d_m_a_x) wrote in ua,
m_a_d_m_a_x
m_a_d_m_a_x
ua

Наследие. Одесса. Деволановский спуск.



Деволановский спуск, некогда носивший название спуск Левашовский, затем - Вакуленчука, одна из старейших улиц Одессы. Она протянулась по Карантинной балке и соединяет улицу Еврейскую и порт, выходя на Таможенную площадь. Над нею перекинуты мосты, в районе улицы Жуковского мост Новикова соединил в 1822-1824 г.г. два разорванных балкой участка улицы Полицейской ( на то время она так называлась)...






Старейшим из каменных мостов Одессы является Новиков мост, сооружённый в 1822-1824 годах XIX ст. по проекту знаменитого одесского учёного и инженера Жюста Гаюи. Построен мост был по инициативе купца Новикова, выступавшего также подрядчиком при его сооружении.



Любопытно, что Новиков, наряду с общественным интересом, преследовал и сугубо личную корысть, так как, помимо прочего, являлся ещё и владельцем канатного завода, кстати, давшего, в свою очередь, название Канатной улице. Данный мост и призван был непосредственно связать указанный завод с центром города по Почтовой улице, переименованной впоследствии в улицу Жуковского. Впрочем, Новиков проявил при его сооружении столько энергии и распорядительности, что отнюдь не случайно этот арочный однопролетный мост, перекинутый через Канатную балку, получил его имя.



… Мост Строгановский, самый протяженный мост в Одессе, соединил улицу Греческую...



Самым протяженным и величественным мостом Одессы по праву считается Строгановский. Он соединяет «разорванную» Карантинным и Польским спусками улицу Греческую. Его начали строить в 1851 году, хотя еще с начала 1840-х годов в столицу из Одессы отправлялись на утверждение различные проекты будущего моста, но все они одобрения в Санкт-Петербурге не получили. Зато потом в Одессу оттуда был направлен для исполнения проект моста, составленный молодым специалистом, будущим академиком архитектуры Карлом Маевским.
Возведение нового сооружения стало настоящим долгостроем и было закончено под руководством одесского архитектора Феликса Гонсиоровского только через 12 лет с начала строительства – в 1863 году. Длина моста составила 120 метров, высота – свыше 13 метров. Эта весьма оригинальная конструкция состояла из двух каменных мостов – трехарочного над Польским спуском и двухарочного над Левашевским (ныне – Деволановским), — объединенных насыпью.



В 70-х годах ХХ столетия городские власти приняли решение этот мост, якобы одряхлевший, разобрать и построить новый. Протесты специалистов, утверждавших, что существующее строение достаточно крепко и после реставрации послужит еще много лет, в расчет не принимались. Этот архитектурный памятник очень долго и с большими трудностями разбирали, а на его месте собрали единый железобетонный, довольно неуклюжий мост. Как это обычно происходило в так называемые «времена застоя», новый мост торжественно открыли еще до завершения всех предусмотренных работ. Государственной комиссии был представлен «Перечень недоделок», но о нем вскоре забыли и многие важные работы так и остались на бумаге. В частности, не были установлены декоративные облицовочные плиты. Как результат, теперь смотреть на мост снизу (со спусков) не стоит. От старого же моста сохранилась фактически только литая чугунная высокая ограда.



Эта ограда появилась на старом Строгановском мосту не сразу. И здесь следует вспомнить, что некоторое время (до установки ограждения) Строгановский мост имел еще одно, неофициальное и довольно мрачное название – «Мост самоубийц». Как писал в 1913 году писатель, краевед и мемуарист, знаменитый одесский летописец Александр Михайлович де Рибас, внучатый племянник основателя Одессы, мост «…снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку».
А еще исчезла мраморная плита, вмонтированная в один из парапетов при входе на старый мост. На ней было указано имя человека, в честь которого мост был назван.





… мост Куцебу - соединяет нынешнюю улицу Бунина. Последний уже много лет остается в аварийном состоянии и можно только гадать, когда он он рухнет и какой мэр войдет в историю Одессы, благодаря этому событию...



Мост Коцебу сооружён архитектором Ландесманом в 1890-1892 годах XIX ст. Металлический каркас для его конструкции был изготовлен в Париже, а в Одессе только собран и установлен.



Назван был мост в честь последнего Новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, находившегося на этом посту с 1862 по 1874 год, к слову, очень много сделавшего для Одессы, но, по курьёзному совпадению, отвергнувшего проект строительства моста на Полицейской улице в период своего правления.



















… Деволаноский спуск, расположенный в исторической части города, однако, уважения у чиновников никогда не вызывал. Впрочем, как и у жителей спуска, прозвавшего его Канавой. Район считали самым мрачным и проживали тут беднейшие одесситы. В советское время, по словам местных жителей, отношение к спуску не изменилось и по неизвестным причинам все блага цивилизации, в виде водопровода и канализации сюда доходили в последнюю очередь.

Отношение к старейшей одесской улице не изменилось и сегодня. Разбитые окна, отслоившаяся на фасадных стенах плитка составляет нешуточную угрозу для редких прохожих.









Несмотря на «историзм», Деволановский спуск негласно именуется в городе Канавой. И дело не только в расположении.
Большая часть спуска занята экс-производственными помещениями, принадлежащими при СССР заводу Эпсилон. Сегодня они просто пристанище для нищих и бездомных.





Особо впечатляющей является его часть у Таможенной площади. Стоит только миновать скверик с перенесенным сюда памятником Потемкинцам и сразу попадаешь в трущобы позапрошлого века. Одним словом, если кому требуется - снимать кино можно без декораций, добро пожаловать.







Ходить здесь опасно, во-первых, «прогуливаются» по спуску зачастую все те же асоциальные типы, во-вторых, время от времени осыпается штукатурка и валятся на голову другие элементы фасадов. Любой дождик или снег сразу же превращает Деволановский спуск в еще более убогое место, а так как любой участок здесь для тех же маргиналов считается общественным туалетом, то и «ароматы» отсюда доносятся соответствующие. Что ж, «Канава» и есть канава.

Встречаются, правда, на спуске и вполне сносные помещения, где разместились офисы. Но общий вид по-прежнему крайне непригляден.

Да, и самое главное. Спуск носит имя Франца Сент де Волана, первого архитектора и фортификатора Одессы. Уважили создателя развалинами, одним словом.

тексты скопипащены отсюда - http://www.odessit.ua/news/odessika/9022-devolanovskiy-spusk-kanava-opravdyvaet-svoe-nazvanie-foto.html, отсюда - http://kidsi.ru/most-samoubijjc-stroganovskijj-most-v-odesse.htm, отсюда - http://www.zastropi.narod.ru/stati/most/Most_Kocebu_v_Odesse.html, отсюда - http://www.zastropi.narod.ru/stati/most/Novikov_most_v_Odesse.html и отсюда - http://www.tour-odessa.com/afisha/devolanovskij-spusk

к оригиналу статьи и крупным фотографиям - http://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/85571.html

ну как то так =))
Tags: Мандри, Погляд мандрівника, Проекти блогерів
Subscribe
promo ua april 7, 2013 00:40
Buy for 5 000 tokens
Ласкаво просимо в спільноту "Кращі пости українського ЖЖ". Кожен з учасників може пропонувати свої чи чужі пости на розгляд редакції ЖЖ-Україна. Найцікавіші пости потраплять в блог ibigdan, на LiveJournal.ru і в LJTimes. Обов'язково читайте "Правила спільноти". правила спільноти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments