Орест (forko) wrote in ua,
Орест
forko
ua

Categories:

Контрнаступление мифа

Originally posted by talliori at Контрнаступление мифа
Часто приходится слышать, что происходящее в Украине суть "цивилизационный выбор" или даже "конфликт цивилизаций". Не знаю, как насчет цивилизаций, а вот конфликт мифосов, или, прости Господи, эгрегоров - точно есть. Более того, мне вдруг открылось, каким мифом противник контратакует наш уютный украинский Хоббитшир. Всё, написанное ниже, вы можете воспринимать как интеллектуальную игру :) Но проблема в том, что именно об играх и пойдёт речь. О ролевых играх в реальности. Угу, снова :)

Кто следил за майдановскими делами, помнит, что с декабря Украина, после одного удачного видеоролика, начала отыгрывать в реале толкиеновский миф. Восставшие приняли роль хоббитов (очень ментально подходящую украинцам), а противник, соответственно, был заключен в мыслеформу Мордора (тоже весьма удачную), и ничего не мог этому противоставить - разве что образ трёхсот спартанцев, который эксплуатировали симпатики "Беркута" (героический, но со всех точек зрения фатальный)). Использование толкиеновского эгрегора (простите, не люблю это слово, но не могу подобрать синонима) сильно объединило восставших и, как мне видится, закономерно привело их к победе.

Я писала об этом и многом другом в тексте "Люди, играющие историю" (опубликованном 15 февраля). Там я пыталась анализировать, почему мальчишки с фанерными щитами, катапультами и прочим средневековым арсеналом побеждают систему бюрократов и коррупционеров. Я писала о том, что майдановцы внесли в реальный мир то, о чем читали в книгах, книг было много и это были хорошие книги, кроме того, это вообще были весьма творческие, смекалистые ребята, потому на всякий ход противника у них была ответная, очень эффективная сказка/действие, ведущая к победе. Миф рождался прямо на наших глазах, нашими руками. Противник же был неповоротлив, не читал книжек, максимум - смотрел блокбастеры, потому оказался обречен. В общем, это была статья на тему ролевой игры как способа изменения истории. Но она содержала и предвидение ответного удара - там, где я вспоминала о поединке Саурона и Финрода при помощи Песен Силы.

Позже у меня возникло ощущение, что в Кремле мои записи прочитали (в общем, ничего фантастического в этом нет, учитывая, как много сообществ, в том числе московских, перепечатали "Людей, играющих историю")), и что не только прочитали, но и приняли к сведению! Рашисты, как и их гитлеровские предшественники, знаете, ли, весьма склонны к оккультизму, и, кажется, они присоединились к интеллектуальной игре в хоббитов. Со своим сюжетом, призванным разрушить очарование Толкиена.

Я долго не могла понять, в какую историю с нами теперь играют? Какую сказку навязывают? Побольше узнав о противнике, я, кажется, догадалась :) Нам противостоит один из самых распространенных и популярных сюжетов российского информационного пространства. Устойчиво лидирущий в списках изданного, написанного в стол, востребованного и продаваемого в России. Для "мифологической войны" он весьма удачен, так как может объединить массы людей разного возраста, достатка и успешности, даже если те не читали указанных книг. Но они находятся во власти этого коллективного-бессознательного. Что же это за сюжет?


Это - миф о попаданце :)

В основе сюжета о попаданце лежит история человека, обычно неудачника и/или отставного спецназовца, который волшебным образом переносится в героические места или обстоятельства. Там персонаж часто обретает сверхспособности, а позже завоевывает власть и славу. Очень часто для этого используются современные персонажу знания или оружие, случайно оставшееся вместе с ним.
Но одним из самых популярных в России вариантов сюжета является попадание в сложный период прошлого (древнерусский, российский или советский). При этом персонаж меняет историю в пользу собственной страны, предотвращая проигрыши в битвах, спасая или убивая важных людей, а в ряде сюжетов даже соблазняя их (постельные сцены прилагаются). Подобный фантастический реваншизм поддерживает читателя, недовольного реальностью, в которой их родина вовсе не так огромна, не так мощна и ужасна, как им бы хотелось (вменяемые варианты альтернативной истории России, типа проекта Хольм ван Зайчика о стране Ордусь, мы в данном разборе опускаем, как не содержащие мифа о попаданце).

Вы же, дорогие читатели, пока станьте на место человека, который планирует ответный удар по Хоббитширу. Какая мыслеформа лучше сплотит бойцов великорусского интернационального фронта, если не идея о попадании на вражескую территорию, которая угрожает их великой родине, ее изменении и "освобождении"? Распад Союза - мы все еще стоим на позиции кремлевского мыслителя - был главной бедой столетия! Если нельзя вернуться в прошлое и сорвать события 1991-года, то надо волшебным образом переиграть настоящее. Героями станут те, кому не по душе это самое настоящее. И вот на борьбу встают ролевики-реконструкторы, великодержавные шовинисты, отставные военные, романтики всех возрастов, и главное, те, кому хочется большего, но у них так никогда и ничего не получилось. Они отправились попадать. Изменять историю. Точно так же героически, как это делали персонажи любимых сюжетов.

В общем, неплохой эгрегор, объединяющий и ведущий к победе, ведь попаданцу всегда, всегда везёт! Однако это только на первый взгляд. Миф о попаданце, как мы увидим ниже, имеет существенные слабые места ;) Нам важно знать о них, чтобы планировать методы борьбы, а также, мы это тоже увидим, чтобы объяснить многие загадочные неудачи, преследующие романтических борцов за "Новороссию".

Рассмотрим некоторые черты попаданческого мифа.
Во-первых, особые способности попаданца обретаются 1) "сами по себе", в силу "магии мира", 2) кропотливым, многолетним трудом на условном "полигоне" (в мире, где выполняется миссия). Первое, в силу объективной реальности нашего мира, отпадает. Второе требует, простите за тавтологию, многолетнего кропотливого труда ради достижения цели.
Во-вторых, прогрессорскую миссию (основание государства-победителя, выведение народа из дикости, изменение истории, промышленную революцию и т.д), попаданец может выполнить, лишь значительно превосходя аборигенов по уровню знаний и умений, либо обладая технологиями, недоступными аборигенам полигона.
В-третьих, прогрессорская миссия требует методических, систематических усилий, отличной организации работы своей и аборигенов, умения сотрудничать, направлять и вести за собой.
В-четвертых, попаданец - фигура центровая. Описаны группы попаданцев, но может быть их армии (по крайней мере, они редки и указывают на глубокие психические расстройства автора)). Это роль для героя-одиночки, это история, рассказанная закомплексованным автором и прочитанная закомплексованным же читателем. Его, единственного, должны заметить и запомнить в веках. Ему, единственному, везёт.
В-пятых, цель истории. Цель попаданческого мифа, в конечном итоге, слава и величие (героя или мира). То есть попутно могут подыматься какие-то идеи вроде защиты слабых или мести за лучшего друга, но главным, ради чего вагон городят, остается демонстрация силы, превосходства, чудесной победы, блестящей стратегии (длиной в годы или даже в жизнь).

Таким образом, мы видим, что выполнение попаданческой миссии требует либо магии, либо тяжкой работы в сочетании с безусловным интеллектуальным и техническим превосходством над населением полигона (и союзниками, и противниками). Обладают ли этими качествами герои нашей сказки, путинские туристы и доморощенные революционеры? Мне думается, что нет. Они создают видимость системы (к примеру, министры есть, а функции их никак не выполняются), спешат, много ломают, у них обычно нет хорошего образования и привычки к труду. Да, некоторые из них умеют воевать или начитаны в военной истории. Но этого для построения системы недостаточно. То есть этого может хватить - в книге. Но не в реальности. Скорее уж, наши персонажи полагаются на "магию" в лице "чудесным образом" прибывающих подкреплений и современного оружия. То есть у них нет идеологии, нет цели, кроме желания доминировать, или пограбить, или просто стать популярным у девчонок. Цель у каждого из фигурирующих в днр и лрн "попаданцев" своя.
Кроме того, если каждый в команде играет в попаданца, то это чертовски затрудняет командную работу. Это также мы видим на практике: войны между сепаратными субъектами, раздробленность, взаимные расстрелы, подозрительность и т.д.

Цель мифа тоже оказывает сильное влияние на результаты. Очень интересно бы проанализировать, каковы шансы на победу при столкновении толкиеновского (Восстание хоббитов) и "ляпис-трубецкого" (о Воинах Света, который врастает корнями в другие, ещё более фундаментальные мыслеформы) мифов - с историей о попаданце. Ведь цель нашей, хоббитской, сказки - не величие одного народа или человека над другими, а постройка мироустройства, где всем хорошо, и никто ни над кем не чинит насилия. За это мироустройство хоббиты и воины света готовы драться, с хоббичьем упорством и храбростью, но не ради, повторюсь, агрессии и доминирования их вида, а ради защиты своего дома, потому что "своё" для хоббита - это главное.
На самом деле, качество автора мифа тоже имеет значение. Мир, где бродят хоббиты, устойчив и продуман, он - жизнь, а мирки попаданцев шиты белыми нитками, по три романа в год, чтобы успеть забить новую серию "Эксмо")))

Добавлю также, что в реальности нельзя просто так взять и из неудачника сделаться героем. Даже из отставного спецназовца нельзя. Качества, которые были присущи человеку в прошлом, окажут влияние на его действия, затруднят рождение сказочного витязя. Худая корова, как говорится, ещё не газель. Толкиеновский Сэм, допустим, тоже не герой. Но в чем отличие между Сэмом и воякой, который поливает дракона из огнемета? Или между Фродо и милицейской офицершей, в постели нашептывающей Сталину о планах немцев? :)

Попаданцы жаждут чуда, но обманным путем. Они хотят обойти законы логики и здравого смысла. Сдать экзамен по шпаргалке. Украсть у Бога. Перевести часы, чтобы оправдать опоздание. Сыграть в наперстки с логикой. Обмануть самих себя. Разве не это мы видим, просматривая российские новости? Это путь в никуда.
Потому Сэм победит. Он может вначале немного уступить, но в будущем непеременно посадит цветы на руинах попаданского мифа.

Правда, никто не говорит, что победить будет легко.



.
Tags: Авторская рубрика, Конспирологическое, Мнение, майдан
Subscribe

promo ua april 7, 2013 00:40
Buy for 5 000 tokens
Ласкаво просимо в спільноту "Кращі пости українського ЖЖ". Кожен з учасників може пропонувати свої чи чужі пости на розгляд редакції ЖЖ-Україна. Найцікавіші пости потраплять в блог ibigdan, на LiveJournal.ru і в LJTimes. Обов'язково читайте "Правила спільноти". правила спільноти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment