ivanromanuik (ivanromanuik) wrote in ua,
ivanromanuik
ivanromanuik
ua

Иллюзия доступа к информации: изменения внесенные «революционным» законопроектом 0947

0947

К сожалению, в последнее время, особенно начиная с известных законов 16 января принятых буквально руками, суть принятых законов освещается откровенно безобразно.

Не стал исключением и один из самых афишированных законопроектов принятых на волне событий в стране, законопроект 0947, которым внесены изменения в десятках нормативных актов связанных с доступом к информации, которая являет интересной обществу и в связи с этим есть публичной. Разобраться, что же нам дает сей закон оказалось довольно трудно, поскольку по иронии судьбы некоторое время после его принятия (27.03.2014) доступ к тексту на официальном сайте Верховной Рады отсутствовал. В итоге о его содержании можно было узнать только с публикаций в СМИ, которые, к сожалению, не всегда давали объективную оценку.

Начать следует с того, что сам Закон Украины «О доступе к публичной информации» действует с января 2011 года, прописан очень детально и действительно является очень ярким примером качественного нормативно-правового акта. Но, по распространённому мнению, его полноценному действию мешали несогласования с законодательством, что действовало ранее. По сути, именно для решения этой проблемы принимался законопроект 0947. В сам же Закон «О публичной информации» не было внесено ни одного изменения! Что само по себе бросает тень на возможность радикальных изменений в ситуации, что существовала ранее.

1396011990_09417

Моим основным мотивом оценить потенциал нового закона было то, что и со старым я часто и довольно продуктивно работал, поэтому те проблемы при получении необходимой информации на запрос, которые возникали раньше - довольно знакомы.
Так вот эти проблемы, на мой взгляд, можно изложить такими блоками :

1) Отсутствие понимания у большинства гос структур того, какую информацию они обязаны давать, а какую - нет. То есть, те инструкции, которые были приняты на выполнение закона о доступе к публичной информации, слово в слово повторяют положение закона и каких то разъяснений с поправкой на особенности функционирования определенной структуры отсутствуют. Мол, читай закон там все написано. В принципе правильно, но
2) Отсутствие реального механизма ответственности за нарушение закона о доступе к публичной информации приводит к тому, что закон не читают, либо не понимают, но в любом случае частенько не выполняют :) И получаем в результате отказы под мнимыми предлогами, особенно часто прикрывались «конфиденциальной» информацией со ссылкой на Закон Украины «О защите персональных данных» (действует также с начала 2011 г.).
3) Именно суд является основной возможностью получить нормальный ответ на запрос, что само по себе отбивает желание многих добиваться ответа. Но и суд, в данном случае административный, никаких гарантий не дает, сюрпризы могут ожидать из-за нюансов самого процесса.
4) И возвращаясь к пункту №2 даже после выигранного суда ответственность для виновных в убитом вами времени и усилиях сама по себе не наступит. Придется обращаться с судебным решение к определенным органам, чтобы те начали процесс привлечения к административной ответственности, и отправили все это опять в суд для решения вопроса о применении админ штрафа к виновному лицу. То есть, зная о отсутствии потенциальной угрозы быть наказанным, ответы даются безобразно, с упором на то чтобы не написать чего то лишнего.

И в итоге получили :

1) Новые штрафы – от 425 до 850 грн. (ст. 212-3 КУоАП). Но система применения осталась прежней : протокол о нарушении составляются в органах прокуратуры (п. 11 ст. 255 КУоАП) и направляются в суд для решения вопроса (ст. 221 КУоАП).

2) Обжалование нарушений права на информацию в суде будет теперь рассматривается по двум процедурам:
- если речь идет о бездеятельности (невыполнения необходимых действий, например ответ на запрос вообще не был предоставлен) – обязательно будет применена процедура сокращенного производства, независимо от желания того кто в суд обратился (ст. 183-2 КАС Украины). Быстро но без возможности присутствовать в суде и ограничены возможности обжалования решения суда;
- в остальных случаях – по общей процедуре.
В обоих случаях, неизменным осталось то, что за подачу иска в суд нужно уплатить судебный сбор в размере 0,06 от мин. заработной платы (сейчас это 73,08 грн.).

3) Очень странным в списке изменений является отмена презумпции недостоверности негативной информации распространённой о лице. Никакого отношения к публичной информации это не имеет, но зато теперь, если прочитаете в местной газете, что Вы верблюд, будьте готовы, что в случае Вашего обращения в суд именно Вы будете доказывать обратное.

4) Материалы генеральных планов населенных пунктов и детального плана теперь не могут содержать информацию с ограниченным доступом или быть ограниченными в доступе.
При этом, общая доступность этих материалов должно обеспечиваться:
- Размещением на сайте органа местного самоуправления;
- Публикацией в местных периодических печатных СМИ;
- Размещением в общедоступном месте в помещении органа;
- Предоставлением по запросам о доступе к публичной информации.
Правда данное изменение вступит в силу только 05.07.2014 года и будет отображено в ст. 19 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

5) Открытость заседаний Верховной Рады Украины, местных советов. Что в принципе не ново. Судебные заседания у нас тоже открыты, но далеко не всегда на них можно попасть вольному слушателю.

В целом изменения далеко не такие однозначные, как об этом уже успели сообщить. Хотя и позитивный эффект от отдельных из них все же стоит отметить, та же открытость генеральных планов населенных пунктов должна упростить ряд вопросов связанных с выделением земли. Но, ситуацию, при которой реальный, эффективный доступ к информации в пределах уже существующего закона во многих ситуациях отсутствует, данные положения врятли изменят.

Tags: конспект, сам-себе-гражданин, сам-себе-юрист
Subscribe
promo ua april 7, 2013 00:40
Buy for 5 000 tokens
Ласкаво просимо в спільноту "Кращі пости українського ЖЖ". Кожен з учасників може пропонувати свої чи чужі пости на розгляд редакції ЖЖ-Україна. Найцікавіші пости потраплять в блог ibigdan, на LiveJournal.ru і в LJTimes. Обов'язково читайте "Правила спільноти". правила спільноти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment