Олег Промахов // Oleg Promakhov (op_lot) wrote in ua,
Олег Промахов // Oleg Promakhov
op_lot
ua

Category:

Систершипы "Титаника" в ПМВ: "Британник"

Трагическую историю гибели "Титаника" знают многие, героическую историю его брата "Олимпика" я описал в предыдущем посте. Теперь пришёл черёд младшего брата тройки кораблей-гигантов - "Британника".

Создание. Будущий комфортабельный лайнер пароходной компании "White Star Line" заложили, как и его систершипы, на верфи "Harland & Wolff Ltd." 30 ноября 1911г. Корабль должен был нести эпическое имя "Гигантик". Быстрая гибель его одноклассника "Титаника" приостановила строительство третьего колосса класса "Олимпик". После расследования причин катастрофы злополучного "Титаника" в конструкцию "Гигантика" внесли некоторые изменения и применили новшества, обеспечивающие безопасность пассажиров. Удлинённые переборки и двойное дно сделали лайнер самым крупным судном класса, доведя его тоннаж до 50 000 тонн. Эпическое имя, самое вдохновенное из тройки, сменили на имя, олицетворяющее нацию - "Британник".


Смена квалификации. Шикарный лайнер оборудовали безукоризненно, как и его братьев. Планировалось установить настоящий орган, улучшенный бассейн, добавить гимнастический зал и во второй класс, устроить отдельную дамскую парикмахерскую с маникюрным салоном. В начале 1914г. "White Star Line" уже запланировали ввести в эксплуатацию новый лайнер в следующем году. Однако началась Первая мировая война, и амбициозным планам судовладельческой компании не суждено было сбыться. Правительство наложило вето на доукомплектацию роскошных салонов лайнера, так как материалы были нужны для более важных строительных целей. Сам же корабль, по договору, поступил на правительственную службу. 13 сентября 1915г. "Британник" стал госпитальным судном - его роскошные салоны, каюты, рестораны заполнили больничными койками, а сам корабль перекрасили в белый цвет с зелёной полосой и красными крестами по всей длине бортов. Эти цвета гарантировали неприкосновенность судну согласно Женевскому соглашению.

Война. Одним из самых проблематичных для Великобритании театром военных действий был Средиземноморский. Здесь шла неудачная для союзников борьба за Дарданеллы, также в Средиземном море вели хищническую войну кайзеровские подводные лодки и лёгкие крейсера. Количество жертв в этом регионе увеличивалось. В то время как "Олимпик" подвозил сюда свежие силы, "Британник" должен был эвакуировать раненых. Свой первый рейс на греческий остров Лемнос "Британник" совершил в канун Нового года. Выйдя из порта 23 декабря, корабль с остановкой в Неаполе достиг порта Мудрос, что на о.Лемнос. Загрузив раненых, гигантский лайнер отправился в обратный путь. В последующем 1916г. судно совершило ещё пару челночных рейсов, перевозя раненых.



Гибель. Летом обстановка на Дарданеллах стабилизировалась, и помощь такого огромного госпитального судна как "Британник" стала не актуальной. Судно ушло на каникулы, предполагалось даже, что "Британник" вернут владельцам для совершения коммерческих рейсов, однако ситуация в Средиземноморье снова накалилась. Требовалось эвакуировать большое количество солдат, здесь правильным решением было применение вместительного судна-гиганта. В сентябре 1916г. "Британник" под командованием капитана Чарльза Барлетта возобновил рейсы в Средиземное море. В очередной раз "Британник" взял курс на Мудрос. Дозаправившись углём в Неаполе 21 ноября, он вышел в пролив у о.Кея после 8 утра. В 8:12 судно сотряслось от взрыва. Опрошенные в последствии спасённые очевидцы расходились во мнении, чем был вызван взрыв - миной или торпедой. Намного позже выяснилось, что этот участок был заминирован германской подводной лодкой U-73 под командованием Густава Зисса. Сдетонировавшая мина стала причиной катастрофы. Корабль стал крениться на правый борт. Капитан отреагировал сразу - перекрыл переборки и направил судно на мель, таким образом пытаясь спасти людей и имущество. Однако не все переборки сработали, и "Британник" стал быстро погружаться, при полном ходе погружение только ускорилось бы, и капитан Барлетт скомандовал эвакуироваться. Дефицит спасательных шлюпок был обусловлен войной, но и их количества хватило, чтоб экипаж и медицинский персонал судна спасся. Но капитан Барлетт совершил ошибку - не остановил машину, и огромнейшие винты продолжали крутиться уже над водой, так как корму приподняло в противовес погрузившемуся носу.


Одна из свидетельниц трагедии, Вайолетт Джессоп, не первый раз переживала кораблекрушение: под флагом "Уайт Стар" она работала на "Олимпике" стюардессой, когда корабль-гигант столкнулся с крейсером "Хоук"; с хорошими рекомендациями она ступила на борт "Титаника" и отправилась в первый его рейс, который оказался фатальным, однако Вайолетт оказалась в числе спасённых. В этот раз, работая медсестрой на третьем однокласснике колоссов компании "Уайт Стар Лайн", Вайолетт Джессоп так же избежала гибели при кораблекрушении и описала эти события в дневнике:

Через несколько минут после того, как спасательная шлюпка впервые коснулась воды, все матросы из окружающих шлюпок попрыгали в воду. Так странно было оказаться буквально за несколько минут одной-единственной пассажиркой. Я оглянулась в поисках причины такого массового бегства и к своему ужасу увидела, как огромные винты "Британника" крушили и перемалывали всё, что оказывалось возле них.

Вайолетт так же выбросило из расстрощенной шлюпки и ударило головой о киль судна. С тяжёлой черепно-мозговой травмой её подобрали матросы с ближайшей шлюпки.
От винтов Левиафана погибло по меньшей мере 30 человек - единственные жертвы крушения. Благо на судне не было раненых, так бы количество погибших могло быть намного больше.
"Британник" затонул спустя 55 минут после взрыва, это, несмотря на все улучшения в безопасности корабля, в три раза быстрее "Титаника". Всего спаслись 1036 человек. Их подобрали британские военные корабли, принявшие сигнал SOS.

***

"Британник" нёсший неоценимую службу Отечеству, за 6 рейсов вывезший около 13 000 раненых солдат союзнического контингента в Средиземноморье, теперь покоится на дне Эгейского моря в заливе близ о.Кеа


* Широков А.Н. ""Титаник". Рождение и гибель"

Гибсон Р., Прендергаст М. "Германская подводная война 1914-1918гг."
Richard H. Gibson and Maurice Prendergast "The German Submarine War, 1914-1918"

д/ф р.Джеймс Баркер "Проклятие двойников "Титаника"" (2004)
"The Curse of the Titanic Sisters"

д/ф "Одиссея Жака Кусто: Загадка "Британника"" (1977)
"L’énigme du Britannic"

Tags: memory..., История, Флот
Subscribe
promo ua april 7, 2013 00:40
Buy for 5 000 tokens
Ласкаво просимо в спільноту "Кращі пости українського ЖЖ". Кожен з учасників може пропонувати свої чи чужі пости на розгляд редакції ЖЖ-Україна. Найцікавіші пости потраплять в блог ibigdan, на LiveJournal.ru і в LJTimes. Обов'язково читайте "Правила спільноти". правила спільноти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments